Комплексная реабилитация

Ребенок отстает в развитии?

       В таком случае наиболее эффективна комплексная реабилитация. К основному методу лечения - Микротоковой рефлексотерапии, мы подключаем, как классические, так и современные методы реабилитации. Наша цель: максимально развить двигательные, речевые и социальные навыки ребенка, а также способности к обучению.

Занятия с логопедом.

Артикуляционная гимнастика.
 
       Для развития речевых навыков в программу реабилитации включают занятия с логопедом, которые направлены на постановку звуков. Используя различные пособия, логопед учит ребенка, как правильно строить фразы, описывать картинки, строить рассказы. Если у ребенка нарушена дикция, то занятия обязательно включают артикуляционную гимнастику - комплекс упражнений, который ребенок выполняет совместно с логопедом перед зеркалом. Цель: развить навыки управления собственным речевым аппаратом (языком, губами и пр.). Разучив упражнения, их полезно повторять и дома.

  

Логопедический массаж.

        А вот логопедический массаж, напротив, должен проводить только логопед-дефектолог. Логопедический массаж проводится курсами от 6 до 10 процедур специальными зондами. Перерыв между курсами 1 — 3 месяца. Максимальный эффект для улучшения дикции достигается при сочетании с микротоковой рефлексотерапией (активизация речевых зон мозга). 

Внимание, родители! Логопедический массаж проводится только стерильными логопедическими зондами, в хирургических перчатках!
 
                                        Логопедический массаж необходим
  • для нормализации тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры
          при повышенном тонусе (гипертонус) мышцы расслабляют,
          при пониженном тонусе (гипотонусе) мышц — стимулируют.
  • для устранения гиперкинезов (насильственных движений)
  • для устранения девиации языка (отклонение языка в сторону)
  • для устранения гиперсаливации (повышенного слюнотечения)
  • для устранения синкинезий (содружественных движений речевых мышц),                                                             например: ребенок пытается улыбнуться, у него открывается рот)
  • для снижения повышенного глоточного рефлекса
          (ребенок давится кусочками твердой пищи или его рвет,
           и родители вынуждены давать ему только протертую еду)
  • для нормализации процессов жевания
          (ребенок не умеет жевать, жевание ослаблено, рот приоткрыт)
  • для улучшения координации мышц речевого аппарата 
                    (нарушена дикция, нечеткая речь - "каша во рту")
  • и увеличения силы артикуляционной мускулатуры (тихая речь, "слабая воздушная струя")
 
Для достижения максимального эффекта, сеанс логопедического массажа желательно завершать тейпированием артикуляционной (речевой) мускулатуры.

     Тейпирование артикуляционной мускулатуры

Тейпирование артикуляционной мускулатуры - это новое направление в коррекции таких нарушений как:
 
  • - слюнотечение (при различных вариантах гиперсаливации),
  • - приоткрытый рот (часто сочетается с ослаблением жевания),
  • - нарушение дикции (затруднено произношение губных звуков).
Что же такое тейпы?
 
Это хлопковые эластичные ленты, способные пропускать влагу и воздух, приближенные к коже человека по способности к растяжению. На тейпы нанесено акриловое термоактивное покрытие, позволяющее добиваться эффекта прогревания тканей, на которые тейп наклеен.
Мы используем гипоаллергенные тейпы.

 Механизм воздействия тейпирования на речевую мускулатуру:
  • 1. Эффект «лифтинга» -  тейп приподнимает кожу, фасции паретичнымх мышц и этим улучшает микроциркуляцию и лимфооток в них - необходимое условие для нормального функционирования мышечных волокон.
  • 2. Эффект «раздражения рецепторов». Тейп воздействует на различные рецепторы в коже и мышцах (проприорецепторы), над которыми он был наклеен, заставляя мозг обратить внимание на неработающие мышцы.
  • 3. Эффект «дискомфортного натяжения» - формирование с помощью тейпа непривычного расположения органов артикуляции (губ, нижней челюсти и пр.). Это приводит к желанию подвигать ими, «вернуть» их на место и создает новый физиологичный стереотип движения.

Процедуру должен проводить логопед, прошедший специализацию по тейпированию (точки прикрепления тейпа и степень его натяжения имеют большое значения для достижения положительного результата).

При правильном наклеивании ТЕЙПЫ улучшают работу мышц речевого аппарата, не ограничивая их движений.

У детей с неврологической  патологией при нарушении работы мышц артикуляционного (речевого) аппарата, ТЕЙП позволяет менять  патологический паттерн движения и вырабатывать новые автоматизированные навыки.

Например: у ребенка с неврологическими проблемами часто бывает приоткрыт рот, в связи с чем глотание затруднено, а в результате слюни вытекают из приоткрытого рта
(попробуйте сами проглотить слюну, для этого сначала  вам придется закрыть рот, а если он открыт — проглотить слюну практически невозможно).


Как научить ребенка закрывать рот?
 
Можно постоянно напоминать ему: «закрой рот» (при условии, что он понимает речь и может закрыть его самостоятельно), но максимум через 5 минут рот снова приоткрывается (дисбаланс в тонусе артикуляционной мускулатуры: мышцы, закрывающие рот, слабее мышц, открывающих его). Любую мышцу можно «натренировать».

Но напоминать «закрой рот» каждую минуту в течение всего дня, недели, месяца …. нет ни терпения, ни времени.
Тейп (правильно наклеенный) работает вместо Вашего напоминания.

Он активизирует проприорецепторы в тканях над речевой мускулатурой и вместо фразы «закрой рот», именно наклеенный тейп «напоминает» головному мозгу, что рот надо прикрыть.
И так каждую минуту, по нескольку часов в день ... каждый день  (пока он наклеен)

- ТЕЙП работает за вас … ТРЕНИРУЕТ МЫШЦЫ, ЗАКРЫВАЮЩИЕ РОТ.



Как ТЕЙП помогает детям со слюнотечением?

Помимо открытого рта у детей с неврологией бывает выраженное слюнотечение (гиперсаливация), связанное с избыточным образованием слюны. И с этой проблемой тейпирование тоже учит ребенка справляться.

За сутки у взрослого человека вырабатывается от 0,5 до 2 литров слюны. Но при этом мы не «истекаем слюнями». Куда же они деваются? - Мы их глотаем, причем автоматически, даже не замечая этого.
То есть второе, что нужно сделать -  научить ребенка автоматизированному глотанию. И тогда даже избыточное количество слюны он будет глотать.

Тейпы наклеиваются на шею специальным образом, в том числе в проекции подъязычной кости, к которой крепятся мышцы, участвующие в акте глотания. Это вызывают рефлекс автоматического сглатывания и все то время, пока тейп наклеен, ребенок будет периодически сглатывать слюни - то есть тренировать мышцы участвующие в глотании.

Нарушена дикция — нужно ли проводить тейпирование?
 
Тейпирование нужно проводить, если ребенок не умеет произносить губные звуки (Б, П, В, Ф, М и пр.) за счет нарушения иннервации круговой мышцы рта.

Тейпирование эффективно при гипотонии круговой мышцы рта — то есть необходимо не всем детям с нарушением дикции, а тем у кого  логопед при осмотре выявил снижении тонуса - слабость этой мышцы.

Легкое эластичное стягивание тейпом области вокруг губ вызывает раздражение проприорецепторов круговой мышцы и ребенок начинает непроизвольно шевелить губами, то есть тренировать ослабленную круговую мышцу рта — и учится таким образом управлять своими губами. Восстанавливается связь кора - круговая мышца рта.

Для достижения максимального эффекта тейпирование целесообразно проводить в рамках комплексной терапии:
микротоковая рефлексотерапия + логопедический массаж + тейпирование


Занятия с дефектологом.

       Занятия с дефектологом, на первый взгляд, напоминают игру. Однако, именно в игровой форме, маленькие дети усваивают максимальное количество информации. Занятия помогают ребенку выучить такие основные понятия как ЦВЕТ, ФОРМА, РАЗМЕР, большой / маленький, выучить диких и домашних животных, научиться различать овощи и фрукты, группировать предметы (одежду, мебель, транспорт и пр.) по основным признакам, и самое главное - эти занятия развивают логическое мышление.

  
      Для развития навыков мелкой моторики дефектологи используют как всем хорошо знакомые шнуровки, конструкторы, пазлы, мозаику и пластилин, так и новые необычные материалы, например кинетический песок. Этот приятный на ощупь материал хорошо держит форму, но при этом легко распадается. Напоминает влажный морской песок, хотя не содержит воду и не пачкает руки. Чем дольше ребенок удерживает его в руках, тем пластичнее он становится. Кинетический песок используется для развития мелкой моторики, а также в качестве поощрения за выполнение заданий для детей с аутистическими проявлениями.

Фото кинетического песка 6

       В процессе работы дефектологи, психологи и логопеды «Реацентра» часто прибегают к помощи утяжеленных одеял. Утяжеленное одеяло оказывает на тело ребенка глубокое давление, и его мозг «вспоминает» то комфортно-безмятежное состояние, которое он испытывал в утробе матери (в норме околоплодная жидкость оказывает на плод равномерное давление) - это помогает снять стресс, расслабиться, уменьшить гиперактивность (дети успокаиваются и затихают), что позволяет спокойно провести им логопедический массаж или привлечь их внимание к заданиям педагога, так как двигательное беспокойство уменьшается. Утяжеленное одеяло также способствует восстановлению ощущения собственного тела, которое часто нарушено у детей с ДЦП и аутизмом.

  

Занятия с детским психологом.

       Если у ребенка есть проблемы в обучении, ему поможет специальный детский психолог. Он проводит занятия по исправлению дисграфии (нарушения при письме — большое количество ошибок, плохой почерк), дислексии (нарушения чтения — ребенок читает только по слогам, медленно, не понимает прочитанное, заменяет буквы при прочтении), акалькулии (нарушение счета — нарушен предметный счет или счет в уме, не понимает как решать задачи и уравнения), то есть дефектолог помогает дошкольникам и младшим школьникам влиться в учебный процесс. Сформировать правильный почерк или откорректировать его помогают специальные тренажеры для письма. Занятия с психологом - все события, происходящие с нами в детстве, оставляют свой глубокий след во всей нашей последующей взрослой жизни. Самый важный момент здесь - это вовремя обратиться к детскому психологу, пока проблемы ребенка не начали нарастать как снежный ком, и есть возможность устранить проблему в наиболее короткие сроки, не причинив страданий и боли ребенку. 
    

       Специальный детский психолог занимается не только со школьниками. Чтобы научить читать ребенка с Аутизмом используют технику глобального чтения (ребенок читает не по слогам и буквам, а запоминает слова целиком, как картинку, за счет хорошей зрительной памяти присущей аутистам).


Мануальная терапия

       Если у ребенка в родах был травмирован шейный отдел позвоночника, на помощь приходит мануальный терапевт. Мы отдаем предпочтение «мягким» мануальным техникам — «ПИР» постизометрическая релаксация, которая расслабляет напряженные мышцы шеи, снимает блоки и улучшает ток крови к головному мозгу по позвоночным артериям.
  


Линейный массаж

       Детям с ДЦП необходим линейный массаж верхних и нижних конечностей, который позволяет массажисту выборочно расслаблять спастичные (напряженные) мышцы, и стимулировать паретичные (ослабленные) мышцы. Схема для линейного массажа составляется каждому ребенку индивидуально - исходя из особенностей мышечного тонуса.

ЛФК — лечебная физкультура.

       Лечебная физическая культура необходима детям с ДЦП. Занятия направлены на развитие отсутствующих двигательных навыков. Существуют различные методы ЛФК: классическая ЛФК, Войта-терапия, Бобат-терапия, Механотерапия (ЛФК на тренажерах), ЛФК с применением мячей. Конечная цель у всех этих методов: развить недостающие двигательные навыки и улучшить имеющиеся.

Иппотерапия — оздоровительная верховая езда.

Как иппотерапия может помочь ребенку с ДЦП или АУТИЗМОМ ?

        Шаг лошади уникален. В отличие от всех остальных животных ее шаг приближен к человеческому (по темпу ходьбы и раскачиванию крупа лошади) 
То есть когда маленький пациент едет верхом на лошади, его туловище поступательно перемещается в пространстве и раскачивается как у нас с вами при ходьбе — за счет этого мозжечок учится удерживать равновесие в ситуации максимально приближенной к ходьбе (формируется двигательная модель удержания туловищного равновесия при самостоятельной ходьбе).
То есть верховая езда (лошадь должна не бежать, а спокойно идти) тренирует мозжечок, учит его удерживать равновесие и готовит ребенка к овладению навыком самостоятельной ходьбы. Иппотерапия НЕОБХОДИМА детям с нарушением координации движений и детям которые не умеют ходить самостоятельно, либо теряют равновесие при ходьбе.
Во время движения лошади по манежу так же укрепляется мышечный корсет спины ребенка. То есть иппотерпия позволяет бороться с такой частой проблемой как «круглая спина».
У детей со спастическими формами ДЦП иппотерапия способствует снижению  мышечного тонуса за счет двух факторов: мощная мускулатура лошади массирует пораженные мышцы нижних конечностей, способствуя снижению гипертонуса в большей степени приводящих мышц (при выраженном перекресте), а так же за счет прогревания мышечной массы (нормальная температура тела лошади 37-37,5 градусов). В данном случае имеет значение одежда ребенка (на занятия целесообразно одевать брюки, а не зимний синтепоновый комбинезон).

А чем может помочь иппотерапия ребенку с Аутизмом?
 
У детей с аутистическими проявлениями как правило снижен познавательный интерес. Они пребывают в своем мире созерцая или однотипно повторяя различные действия (стереотипии). Важно вывести мозг ребенка из этого  состояния. И в данном случае, что называется «все средства хороши»  - приветствуются любые изменения в окружающем мире которые вызовут у него познавательный интерес. И если верховая езда или наблюдение за лошадьми в конюшне  разбудят у него «детское любопытство» - это уже маленькая победа.

В пансионате «Реацентра» есть все для иппотерапии:
  1. Команда грамотных инструкторов
  2. Закрытый манеж (под крышей, в отапливаемом помещении). Открытый манеж (на свежем воздухе) — позволяют проводить занятия при любых погодных условиях (в мороз, жару и слякоть).
  3. Несколько лошадей, жеребцов и даже жеребята — на которых можно не только кататься, но и наблюдать за их заботливыми и нежными взаимоотношениями — ведь лошади очень эмоциональные животные.

Медикаментозная коррекция

       Если Микротоковая рефлексотерапия активизирует «спящие» клетки головного мозга, пробуждая их, то медикаментозная терапия скорее является питанием и строительным материалом для нервной системы. Так кортексин, цераксон, витамины группы В, лецитин, актовегин и многие другие — это аминокислоты, медиаторы, фосфолипиды и пр., то есть вещества, необходимые для восстановления целостной структуры нейронов и проводящих путей нервной системы. Однако те препараты, которые могут вызвать возбуждение или судороги — церебролизин, энцефабол и др. мы не применяем.
Препараты на основе седативных (успокаивающих) трав  - новопассит, Эдас 306, Эдас 311, нервохель, пустырник форте и многие другие помогают успокоить ребенка, но не тормозят при этом мыслительный процесс.
Для купирования внутричерепной гипертензии (повышенного внутричерепного давления) мы используем мягкие мочегонные травы, так как они не нарушают электролитный баланс в организме.
Каждому ребенку на перерыв между курсами лечения детский невролог подбирает индивидуальнаую схему медикаментозного лечения (исходя из его состояния, положительной динамики за курс лечения и особенностей поражения нервной системы).

Почему мы рекомендуем обязательно принимать
медикаментозную терапию между курсами лечения?

 
- Важно закрепить результат, достигнутый во время курса Микротоковой рефлексотерапии. Потому что до школы осталось не так много времени, и с каждым курсом лечения важно делать уверенный шаг ВПЕРЕД в развитии ребенка, а не топтаться на одном месте.

Комплексная реабилитация в пансионате г. Самара

новости реацентра
ВНИМАНИЕ !!! "Реацентр" в г. Кемерово работает по новому адресу

Все врачи будут проводить микротоковую рефлексотерапию по новому адресу.

Оплата лечения через Благотворительный фонд

Как оплатить лечение ребенка в «Реацентре» через благотворительный фонд? Информация для родителей детей-инвалидов, детей сирот, детей из малообеспеченных и многодетных семей.

ВНИМАНИЕ!!! В Симферополе нашего подразделения нет!

Все подробности по т. 8-800-2222-602 и +79276926602

Новогодний подарок от "Реацентра"!

Всем пациентам, приступившим к лечению в декабре и январе - подарочный сертификат на 3000 руб. (на дополнительные услуги).

Все новости