Задержка психоречевого развития

Многих родителей волнует вопрос:
"Почему дети отстают в развитии? Как выявить ЗПРР и чем лечить?".

Когда ребенок должен начать говорить?

  • В 1 год ребенок должен произносить до 10 облегченных слов и знать названия нескольких предметов.
  • В 2 года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов.
  • В 2 с половиной года ребенок должен строить сложные предложения, правильно произносить практически все буквы, кроме "л", "р" и шипящих, задавать вопросы "где?", "куда?".
  • В 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу.
  • В 4 года говорить грамматически правильно построенными фразами, употребляя все части речи, уметь обобщать предметы в группы.
  • В 5 лет говорить практически как взрослый (словарный запас до 3000 слов), правильно произносить все буквы, пересказывать текст, сравнивать и оценивать действия героев.

Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?
Все индивидуальные особенности укладываются не более чем в 2-4 месяца. Если ребенок в 2,5 года не говорит фразами - это замедление темпов речевого развития.
Если вы заметили, что речевое развитие вашего малыша не соответствует возрастной норме, не медлите - срочно обратитесь к специалистам!

В чем же причина Задержки речевого и психического развития?
  1. Повышенное внутричерепное давление (гидроцефалия) - очень распространенное и коварное заболевание, часто затаившись на некоторое время, вдруг обостряется и вызывает у ребенка новые проявления болезни, в том числе ЗПРР или ЗПР(задержка психического развития).
  2. Родовая травма - чаще всего так называют повреждение головного мозга в результате тяжело протекающих родов (преждевременные, стремительные, с обвитием пуповины вокруг шеи и т.д.).
  3. Перинатальная патология ЦНС - в эту группу объединяют повреждение головного мозга различными факторами, начиная от внутриутробной инфекции и угрозы прерывания беременности, заканчивая недостатком кислорода до и во время родов.
Помощь каких специалистов может понадобиться ребенку с задержкой развития речи?
  1. Дефектологи - занятия можно начинать с 2х лет, они помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, моторику.
  2. Логопеды - помогают "поставить" звуки, учат правильно строить предложения и составлять грамотный рассказ. Большинство логопедов работают с детьми с 4х лет. Проводят логопедический массаж речевой мускулатуры для улучшения дикции.
  3. Неврологи – выявляют и лечат неврологическую патологию, которая привела к задержке речевого развития в основном с использованием ноотропных препаратов.
  4. Рефлексотерапевты – используя метод МИКРОТОКОВОЙ РЕФЛЕКСОТЕРАПИИ, активизируют речевые зоны головного мозга, что приводит к постепенному восстановлению речевого развития ребенка.

Самые распространенные ошибки: К сожалению, многие родители считают, что задержку развития "лечат" логопеды, но логопеды - это фактически учителя. Они лишь учат ребенка - как правильно говорить различные звуки. Именно поэтому большинство логопедов ждут сознательного возраста (4-5 лет) и лишь потом начинают заниматься с ребенком.
Но к 5 годам из задержки речевого развития или проще ЗРР, к сожалению, может сформироваться задержка психо-речевого развития (ЗПРР). А ожидание, без лечения задержки речевого развития (ЗРР) 5-летнего возраста, часто приводит к выраженному отставанию от сверстников, в таком случае обучение будет возможно только в специализированной школе или коррекционном классе.

Под воздействием различной нагрузки (даже не большой: прививки, детские инфекции умственная нагрузка, высокая температура) гидроцефалия обостряется и приводит к появлению новых симптомов: таких как, головные боли, носовые кровотечения, истерики, нарушение сна, снижение памяти и интеллектуальных способностей, высокая отвлекаемость, агрессия и т.д.
Независимо от причины, которая привела к повреждению головного мозга, исход одинаков - разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или не достаточно активно. У детей с задержками психоречевого развития в большей степени "пострадали" зоны которые отвечают за речь и интеллектуальные способности и в результате речевое и психическое развитие задерживается.

Какие существуют методы лечения задержки речевого развития (ЗПРР)?
Лекарственная терапия - среди препаратов, которые применяются для лечения ЗПРР есть препараты, которые являются "активным питанием" и "строительным материалом" для нейронов головного мозга (кортексин, актовегин, нейромультивит, лецитин и т.д.), так и препараты "подхлестывающие" деятельность речевых зон (когитум). Все назначения делаются только врачом-неврологом.
МИКРОТОКОВАЯ РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ - позволяет выборочно восстанавливать работу различных центров головного мозга, отвечающих за понимание обращенной речи, дикцию, словарный запас, речевую активность и интеллектуальные способности. Высокая эффективность МИКРОТОКОВОЙ РЕФЛЕКСОТЕРАПИИ связана с дополнительным лечебным воздействием на гидроцефалию – одну из основных причин задержки речевого и психического развития.

Для лечения задержки психоречевого развития оптимальным является комплекс процедур:

  • МИКРОТОКОВАЯ РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ
  • ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ, в случае необходимости с детским психологом
  • ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ
  • ЛЕКАРСТВЕННАЯ ТЕРАПИЯ, подобранная индивидуально после окончания курса лечения, с учетом особенностей и состояния ребенка.

Развивающие игры и учебно-методические пособия