Звонок по России бесплатный:
8-800-2222-602Аутизм: лечение, аутичные черты у детей, признаки аутизма, ранний детский аутизм (РДА)
ДЕТСКИЙ АУТИЗМ
Некоторые «светила» психиатрии утверждают, что аутизм у детей не поддается лечению. Но опыт родителей говорит обратное. У многих деток на фоне современных методов лечения и коррекционных занятий проявления аутизма постепенно сглаживаются. У ребенка с диагнозом аутизм - снижается возбудимость и стереотипная деятельность, начинает развиваться речь и социальные навыки.
И если нельзя «вылечить аутизм», то улучшить поведение, развить речь и социально адаптировать малыша не только можно, но и НУЖНО.
Признаки аутизма у детей, по которым ставится диагноз (синдром) аутизм:
1. Отрешенность. Ребенок с аутизмом, как будто бы пребывает в своем мире, не способен вступать в контакт, не может и не пытается попросить то, что ему нужно, привязан к своей маме в бытовом или эмоциональном плане (например, сам не может есть и одеваться или контактирует только с матерью, но избегает посторонних), однако при этом ребенок аутист может избегать телесного контакта (например, не позволяет себя обнимать). Аутизм у ребенка часто проявляется нарушением глазного контакта (дети не смотрят в глаза и даже специально их отводят в сторону или отворачиваются, если вы попытаетесь поймать его взгляд).
2. Расстройство речи. Расстройство речи. Дети с аутизмом либо не говорят вовсе, а только выкрикивают нечленораздельные звуки (вокализмы). Либо говорят лишь отдельные слова, повторяя их как бы ЭХОм за родителями или телевизором (это называемая эхолалия), не понимая смысла, у других детей аутистов есть шаблонные фразы (ребенок правильно произносит эту фразу и она может быть приближена к ситуации, например: «дай салатик» - просит поесть, но совсем не салатик, «конец фильма» - устал от вашего присутствия и хочет, чтобы вы ушли и еще множество подобных фраз). Некоторые дети с аутизмом могут шаблонно произносить целые предложения и даже пересказывать целиком сказки, однако при этом не отвечают на вопросы и не вступают в диалог. Все вышеперечисленное и принято называть расстройством речи и ее коммуникативной функции. В легких случаях ребенок с аутизмом разговаривает, но в речи не использует личные местоимения (например, про себя ребенок аутист говорит: «мальчик хочет кушать»).
3. Нарушение психического и речевого развития. Нарушение психического и речевого развития. Практически у всех детей с аутистическими проявлениями отмечается нарушение психического и речевого развития. Степень задержки развития очень индивидуальна и зависит от формы аутизма (так при Синдроме Каннера у детей отмечается очень грубая задержка развития, а при синдроме Аспергера, напротив, интеллектуальное развитие может быть практически нормальным). При раннем детском аутизме (РДА) малыш сначала развивался правильно, а потом навыки «распались» под воздействием различных негативных факторов (по наблюдениям родителей причиной распада у их детей аутистов послужило: прививка АКДС, ожоги большой площади, наркоз во время тяжелой операции, крайне болезненные процедуры, проводимые в стационаре, серьезный стресс или испуг — например грабители залезли в дом и прочие «экстремальные» ситуации). То есть при РДА: раньше ребенок говорил, сам кушал, играл в обычные детские игры …. а потом разучился и появилась стереотипная деятельность.
4. Нарушение социальной адаптации. Ребенок с аутизмом не контактирует с другими детьми и порой даже избегает их. Особенно заметно нарушение социальной адаптации становится в детском саду. Когда ребенка отдали в детский сад, вдруг оказалось, что у него есть аутистические проявления (ребенок отказывается есть в садике, часами сидит в стороне от детей, не играет с ним в игрушки, не выполняет требования и просьбы воспитателя, точнее сказать, никак на них не реагирует). У некоторых детей с аутизмом так же может быть агрессия к детям.
5. Стереотипная деятельность. Многие действия ребенка аутиста становятся стереотипными - то есть бесцельно повторяются. Так называемые «стереотипии» выглядят по-разному. Некоторые дети с аутизмом потряхивают ручками, другие бегают по кругу - «манежный бег», выстраивают по порядку предметы, часами пересыпают песок, рвут на тонкие полоски бумагу. Вариантов стереотипий у детей аутистов великое множество, но объединяет их зацикленность и бесцельное повторение.
В далеких 70-х психиатры считали, что аутизм у детей - это расстройство шизофренического спектра, так даже РДА (ранний детский аутизм) называли ранней детской шизофренией. Однако, в последние десятилетия, даже психиатры признали, что аутизм у детей - это не шизофрения.
Аутизм ли? Ошибочная диагностика аутизма.
Существует так же мнение, что многим детям диагноз аутизм ставится ошибочно - это называется гипердиагностика.
Так если у ребенка есть повреждение головного мозга, вызванное внутриутробным инфицированием (например цитомегаловирусной инфекцией), недоношенностью, асфиксией в родах, родовой травмой, внутричерепной гипертензией и т.д. то внешние проявления у него будут схожи с аутизмом.
При применении современных комплексных методов реабилитации аутистические проявления начинают постепенно сглаживаться и от «аутизма» не остается и следа. А дальше предстоит длительная работа по восстановлению психоречевого развития ребенка.
Детей с аутистическими проявлениями (на фоне органического поражения головного мозга) можно довести до НОРМЫ.
Комментарий доктора медицинских наук,
Ведущего детского невролога центрального Самарского отделения «РЕАЦЕНТРа», Гавриловой Татьяны Алексеевны:
Развитие головного мозга ребенка-аутиста имеет свои особенности:
1. Лобные доли головного мозга отвечают за сознание, интеллект, логическое мышление и инициативу. У детей с аутистическими проявлениями (аутистов), как правило, резко снижена активность лобных долей. Поэтому у детей с аутизмом грубо снижена познавательная деятельность, выражена отрешенность, отсутствует интерес к окружающей среде. Нарушение логического мышления у детей с синдромом аутизма приводит к непониманию происходящих событий, именно по этой причине дети аутисты боятся всего нового и непривычного (перемен, новой обстановки, новых игрушек, новой пищи, новых людей), так как они не понимают: что это, откуда взялось и зачем нужно.
2. В норме лобные доли контролируют и направляют все остальные зоны головного мозга (речевые, двигательные, чувствительные (слух, зрение), речевые и т.д.).
- Например: маленький ребенок залез в шкаф и разбросал книги по полу (лобные доли из любопытства дали команду двигательным зонам доползти до шкафа и вытащить книги из шкафа, зрительным зонам посмотреть, что внутри на страницах — после того как познавательный интерес был удовлетворен, книги и шкаф стали ребенку не интересны и он направился к другим предметам в комнате).
Однако, у детей аутистов лобные доли «спят», а не направляют другие зоны мозга на изучение окружающей действительности. Именно поэтому, деятельность ребенка аутиста стереотипна. Стереотипии - многократно повторяющиеся, не осознанные, бесцельные действия (потряхивания руками, пересыпание песка, механическое перелистывание страниц и т.д.)
3. Для того, чтобы разговаривать, нужна тесная взаимосвязь лобных долей с речевыми зонами мозга. Ведь все, что мы говорим - говорим осознанно. У обычных детей сначала возникает желание (хочу «конфету» или хочу «гулять») - это лобные доли придумали «задание», а речевые зоны мозга его реализуют - ребенок обращается с просьбой или требует.
У ребенка аутиста лобные доли «спят» и не дают речевым зонам «заданий». В результате, ребенок с аутизмом не понимает обращенной речи; не осознает, что обращаются к нему; не пытается обращаться с просьбами, ребенок аутист попросту не понимает, что можно попросить и получить желаемое. Речь отсутствует или становится стереотипной, например, ребенок с аутистическими проявлениями повторяет слова или даже целые предложения бесцельно, не понимая смысла произносимых слов (как заученные иностранные слова).
4. У многих детей аутистов отмечается аутоагрессия — ребенок аутист направляет агрессию на самого себя (бьет сам себя или кусает себя). Тому есть две причины: ребенок злится, что окружающая действительность не соответствует его потребностям (например: он хотел привычно стереотипно перекатывать машину, а мама заставляет его повторять за ней слова, ребенок начинает кусать себе руку или бьет себя по лицу, не понимая, что протест можно выразить словами). Это и есть аутоагрессия.
Но бывает и так, что аутоагрессия это лишь «маска», на самом деле у ребенка болит голова. Он не в силах терпеть, не понимает, что можно пожаловаться родителям, бьет себя по голове (головные боли, как правило, отмечаются у детей с поражением нервной системы на фоне гидроцефалии). При этом у детей хорошо видно вены на висках, они капризничают, выражение лица страдальческое.
5. У детей аутистов, как правило, отмечается высокая активность зрительных зон головного мозга. Именно поэтому, у них очень хорошая зрительная память (ее еще называют «фотографической») и выражена любовь к «созерцательству». Игры ребенка с аутизмом направлены на созерцание: дети аутисты рассматривают пальцы своих рук, или подбрасывают предметы и смотрят, как они «красиво падают», часами могут смотреть в любимом мультфильме один и тот же момент - как «красивую динамическую картинку». Современный «Айпад» - любимый предмет ребенка аутиста, ведь он буквально создан для созерцательства и это своего рода помощь при аутизме…
6. У ребенка с аутистическими проявлениями очень часто отмечаются эмоциональные нарушения. Так в чем же их причина?
Эмоции можно разделить на примитивные эмоции и сложные социальные эмоции.
- примитивные эмоции необходимы для выживания в природе: агрессия, страх. Например, в критической ситуации нужно испугаться и трусливо убежать, или же агрессивно броситься на врага, и за эти примитивные эмоции отвечают срединно-стволовые структуры.
- сложные социальные эмоции - любовь, забота, чувство юмора, стеснительность, зависть и пр., за эти эмоции отвечают лобные доли. У ребенка аутиста лобные доли «спят» и сложных эмоций практически нет, именно поэтому ребенок не «испытавает» привязанности и нежности к близким людям, а самое главное к родителям. Ребенок с аутизмом не понимает шуток, ему тяжело адаптироваться в социуме. А вот «срединно-стволовые» структуры напротив расторможены и поэтому в поведении ребенка аутиста преобладают примитивные эмоции - страх или агрессия (аутоагрессия).
Лечение ребенка аутиста должно быть комплексным, коррекция аутизма возможна:
Микротоковая рефлексотерапия
проводится по индивидуальной программе, которая может включать:
1. Активизацию неактивных лобных долей у ребенка с аутизмом:
- для понимания происходящих событий
- для развития логического мышления
- для развития сознательной инициативы
- для развития сложных эмоций
- (забота, стеснительность, сострадание, чувство юмора и пр.)
- для выработки социально-бытовых навыков
- (чтобы ребенок мог самостоятельно питаться, одеваться и ходить в туалет)
2. Активизацию неактивных речевых зон коры головного мозга у ребенка с аутизмом:
- для улучшения понимания речи
- для расширения активного словарного запаса
- для повышения речевой инициативы (желание вступать в контакт)
- для развития навыка создания речевых конструкций (фраз, предложений)
- для развития навыка диалоговой речи.
3. Активизацию неактивных зон мозга, отвечающих за развитие учебных навыков:
- для повышения интереса к коррекционным занятиям
- (изучение с логопедом-дефектологом цвета, формы, размера, названий и свойств предметов и т.д. )
- для развития навыков чтения, письма, счета.
- для подготовки ребенка к процессу обучения в школе.
4. Снижение патологической активности срединно-стволовых структур головного мозга:
- для купирования агрессии или аутоагрессии, страхов и невротизации.
- для снижения патологической двигательной активности (стереотипных движений, гиперподвижности).
5. Купирование внутричерепной гипертензии (снижение внутричерепного давления):
- Для прекращения головных болей
- Для нормализации сна
- Для снижения возбудимости
Аутизм (аутистические проявления) - помощь:
Для восстановления нормальной работы головного мозга ребенку аутистическими проявлениями необходимы систематические занятия с логопедом, дефектологом и детским психологом.
Длительность курса Микротоковой рефлексотерапии — 3 недели (15 сеансов).
Коррекционные занятия можно начинать уже во время 1 курса лечения аутизма, а продолжать их дома.
Стандартные перерывы между курсами Микротоковой рефлексотерапии:
Длительность курса Микротоковой рефлексотерапии — 3 недели (15 сеансов).
Коррекционные занятия можно начинать уже во время 1 курса лечения аутизма, а продолжать их дома.
Стандартные перерывы между курсами Микротоковой рефлексотерапии:
- между 1 и 2 курсом лечения - 3-4 недели
- между 2 и 3 курсом лечения - 6-8 недель.
В перерывах между курсами Микротоковой рефлексотерапии детям с аутизмом подбираются ноотропы, которые являются питанием и строительным материалом для нервной системы. При необходимости, маленьким пациентам с аутистическими проявлениями подбирают успокаивающие сборы (возбудимым детям) или мочегонные травы (при гипертензионно-гидроцефальном синдроме, гидроцефалии).
Родители будьте бдительны:
Микротоковая рефлексотерапия проводится только в клиниках «РЕАЦЕНТРА»
ВАЖНО СВОЕВРЕМЕННО ПРИСТУПИТЬ К ЛЕЧЕНИЮ АУТИЗМА И РДА.
Более подробную информацию Вы можете получить по телефону
8-800-22-22-602 (звонок по РОССИИ бесплатный)
+7 927 200 9217 Telegramm, WhatsApp, Viber
ВКонтакте https://vk.com/club44228044
Телекграм канал: https://t.me/ReacenterSamara
Микротоковую рефлексотерапию для лечения аутизма, РДА и других аутичных (аутистических) проявлений проводят только в подразделениях «Реацентра». В городах: Самара, Казань, Волгоград, Оренбург, Тольятти, Саратов, Набережные Челны, Ижевск, Уфа, Астрахань, Санкт-Петербург, Кемерово, Калининград, Барнаул, Челябинск, Воронеж, Краснодар, Ростов-на-Дону, Томск, Москва, Ярославль, Владивосток, Сочи, Алматы, Нурсултан, Шимкент,Ташкент,Фергана, Бишкек, Ош, Анталия.
8-800-22-22-602 (звонок по РОССИИ бесплатный)
+7 927 200 9217 Telegramm, WhatsApp, Viber
ВКонтакте https://vk.com/club44228044
Телекграм канал: https://t.me/ReacenterSamara
Микротоковую рефлексотерапию для лечения аутизма, РДА и других аутичных (аутистических) проявлений проводят только в подразделениях «Реацентра». В городах: Самара, Казань, Волгоград, Оренбург, Тольятти, Саратов, Набережные Челны, Ижевск, Уфа, Астрахань, Санкт-Петербург, Кемерово, Калининград, Барнаул, Челябинск, Воронеж, Краснодар, Ростов-на-Дону, Томск, Москва, Ярославль, Владивосток, Сочи, Алматы, Нурсултан, Шимкент,Ташкент,Фергана, Бишкек, Ош, Анталия.
НАШИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
- Информация о заболеваниях
- Общее недоразвитие речи (ОНР)
- Задержка речевого развития
- Задержка психоречевого развития (ЗПРР)
- Задержка психического развития
- Задержка умственного развития
- Детский церебральный паралич
- Синдром Дауна
- Аутизм
- Тугоухость
- Алалия
- Гидроцефалия
- Тетрапарез
- Дизартрия
- Акалькулия
- Дислексия, дисграфия
- Перинатальная патология ЦНС
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
- Детский энурез причины и лечение
- Осторожно прививки
- Гиперактивность, гиперподвижность
- Агрессия у детей
Поиск по сайту